Эта распря между церквями и полное разделение их оказались роковыми для сербского народа, так как разделили его на две враждебные части — православную и католическую.
Стремления пап приобщить сербов полуострова к западной церкви остались безуспешными. Но их усилия увенчались полным успехом в западной части сербства, в Хорватии. Хотя народ всюду предпочитал слушать богослужение на понятном ему языке, но высшее духовенство склонялось более к западной церкви, обеспечивавшей ему высокое и независящее от светских властей положение. Церковнохорватский собор, созванный в Сплете в 925 году, постановил, что богослужение должно совершаться на латинском языке, но отнюдь не на славянском.
Тем не менее, славянский язык в богослужении нашел массу охранителей и почитателей в народе и низшем духовенстве, почему и держался во многих местах. Но после окончательного разрыва между церквями (1054 г.) созванный в Сплете в 1059 году второй собор подтвердил постановление первого сплетского собора, и хорваты окончательно приобщились к западной римской церкви, каковое обстоятельство повело к почти полному их духовному отчуждению от прочей массы Сербства.
Подчинившись фанатизирующему и растлевающему влиянию католических монашеских орденов, они научились относиться с презрением и ненавистью к своим братьям по племени и языку; в своем фанатическом ослеплении они пребывают и теперь совершенно так же, как и столетия назад, представляя удивительный пример мертвенного застоя и оцепенения; не дальше как в этом 1902 году, обезумевшая от фанатизма толпа напала на химическую лабораторию загребеного университета с целью разрушить ее, как богопротивное учреждение.
Духовно искалеченные иезуитами и прочими монашескими орденами, они лишились всякой собственной инициативы и годны только как орудие для достижения чуждых им целей в руках властвующих над ними духовных орденов и чужих национальностей. Мы сделаем здесь краткий обзор их истории до того времени, когда они окончательно подпали под власть мадьяр.