Для издания этих книг они изобрели сербскую азбуку, прототипом для которой служил греческий алфавит, и которая известна под именем кириллицы, так как составление ее приписывается именно св. Кириллу (855 г.).
Книги эти тотчас же получили самое широкое распространение на всем полуострове—в Македонии, Сербии, Хорватии и Болгарии — и быстро вытеснили обращавшиеся на нем греческие богослужебные книги. Они содействовали также и принятию христианского учения и господствующей монгольской части населения Болгарии, которой сербский язык был без сомнения понятен, так как это был язык большей части населения страны: сам хан болгарский Борис со всей своей ордой принял от св. Мефодия крещение в 860 году и при крещении получил имя Михаил.
В миссионерской деятельности св. братьев среди собственно сербского населения полуострова не было надобности, и она фактически и не имела места, так как население это и без того уже было христианским; издание ими богослужебных книг только упрочило христианскую религию среди сербского населения и дало ему возможность сознательного к ней отношения; кроме того, они содействовали распространению христианства в тех немногих углах сербства, которые долго упорствовали в язычестве; такова была часть Герцеговины Нерства, прозванная за свою продолжительную приверженность языческой религии Паганией.
Потрудившись некоторое время над утверждением в христианстве собственно болгарской орды (860 и 861 годы), оба брата все прочее время своей миссионерской деятельности с 862 года посвятили чехам и моравам, среди которых они и скончались (св. Кирилл 869 г. и св. Мефодий 885 г.).