Сегодня в Боснии сформировалось три общества, одновременно, как близких, так и очень далеких друг от друга. Они все принадлежат к славянскому миру. Несмотря на то, что они разговаривают на разных языках, но они без переводчика прекрасно понимают друг друга.
Внешнему наблюдателю довольно непросто отличить их друг от друга. Но, они сами практически безошибочно различают друг друга, причем социальная разобщенность ощущается очень остро потому, что кровью была проведена граница между славянами – православными сербами, мусульманами – бошняками и римскими католиками – хорватами, причем чрезмерно много было этой крови.
В 1918 году эпоха империй закончилась для Балкан. Также рухнула Австро-Венгрия, которая с 1878 года владела Боснией, в тоже время и Османская держава ушла в небытие. Согласно Версальской системе для славянских народов должен был загореться зеленый свет для строительства собственных национальных государств. Однако, как обычно, все происходило немного не так.
История появления национальных государств
Из-за того, что Сербия являлась частью Антанты, поэтому она в 1918 году стала одной из держав-победительниц. В силу этого вполне естественным стало то, что Сербия, являющаяся ядром нового государства, должна была объединить южных славян. Речь шла о воплощении панславянского проекта: вместо всеславянского государства, возглавляемого Россией, должно быть создано государство южных славян, возглавляемое Сербией. Таким образом, образовалось Королевство сербов, словенцев и хорватов, позволяющее практически воплотиться романтической мечте XIX века, объединяющей народы славянского корня. Но, довольно скоро стало понятно, что реальность и романтика сочетаются довольно плохо.
Бесспорно то, что славянские народы, вошедшие в состав Королевства С.Х.С., были во многом близки друг к другу. Но, также очевидно то, что они веками испытывали социальную разобщенность, поскольку жили в совершенно разных культурных и политических пространствах. Словенцы и вчерашние подданные Австрии – римские католики хорваты на протяжении многих веков находились под мощнейшим излучением южно-германской культуры. Безусловно, монархов из рода Габсбургов они считали чужаками в этническом плане. Но, они, по меньшей мере, являлись их единоверцами, в отличие от православной династии Карагеоргиевичей, которые из старой столицы – Белграда управляли своей новой державой.
Что касается мусульман, то они еще более неуютно чувствовали себя в новом государстве. Несмотря на то, что историческим меркам они еще совсем недавно являлись местной элитой и цветом общества. В Османской империи славяне-мусульмане имели равные права с турками и довольно часто достигали значительных карьерных успехов. Также мусульмане доминировали среди городского населения. Они в течение столетий видели райю, «стадо» в православных сербах, существующее лишь для выполнения различного рода черной работы. И сейчас эта райя стала господствующей нацией со своим влиятельным и независимым королем. Цвет общества и вчерашняя элита превратилась в меньшинство, которому сейчас с удовольствием напоминают, что оно представляет собой сообщество ренегатов и потомков ренегатов, служивших угнетателям славянства на протяжении веков.