Сербские Церкви

Распространение богослужебных книг на церковносербском языке и принятие христианства болгарским ханом Борисом совпало со временем обострения отношений между константинопольскими патриархами и римскими папами, соперничество между которыми возникло еще со времени разделения в IV веке Римской империи на восточную и западную. Папы претендовали на первенство среди иерархов церкви и на право властного вмешательства в дела восточной церкви; сюда присоединился еще и спор о принадлежности только что сформировавшейся болгарской церкви к восточной или к западной, о подчинении ее константинопольскому патриарху или римскому папе.

На соборе 867 года патриарх Фотий обвинил папу в допущении различных отступлений от первоначальных обрядов и в догматической ереси, выразившейся в добавлении в символе веры слов «и сына». Собор изрек анафему на папу Николая и осудил его к свержению с папского престола. Решение это не имело, конечно, никакой силы на западе. Впоследствии Фотий старался примириться с папой, но неотступное требование последним подчинения Болгарии церковной власти Рима принудило его прекратить попытки к соглашению; оба иерарха прокляли друг друга (878 г.).

После этого распря до XI века не возобновлялась. В XI же веке патриарх Михаил Керулларий возобновил спор, обвинял папу в кощунственном присвоении себе власти наместника Христа и св. Петра и т.п. Папа Лев IX потребовал покорности от патриарха, но безуспешно, и разразился проклятием на патриарха и на всю восточную церковь. Патриарх изрек проклятие на папу и на всю латинскую церковь (1054 г.). С тех пор прекратилась всякая связь между церквями.