Переселение патриарха Арсения

  Преемники Немани не все были тверды в православии: многие из них, находясь в борьбе с Византией, не раз имели сношения с папой, не раз, по-видимому, готовы были из угождения папе, по расчетам политическим, даже изменить православию, обещаясь, ввиду опасностей, принять католичество, если папа отвратит грозу, хотя, по миновании грозивших опасностей, уклонялись от исполнения данных папе обещаний. Но их подданные, но народ всегда твердо держался православия, так что в понятии народа слова: серб и православный имеют одно и тоже значение.

И где бы серб ни жил, — он твердо помнит православную церковь, православную Сербию, св. Симеона и Савву, православного царя своего Душана, православного мученика — Лазаря и т. д. Много бед, много горя испытали сербы в Турции в течение 400-летнего ига, но не изменили православию. Ни время, ни насилия, ни обольстительные примеры потуреченных бояр не могли поколебать народ сербский в вере отцов: она крепко держится в нем сколько внутренней силой своей, столько же и крепкой связью ее с народностью. — К сожалению, переселение сербского патриарха Арсения Черноевича в Австрию (в 1690 г.) значительно сократило число православных в Сербии. Переселение это началось с так называемой Старой Сербии. А это были места, окружавшие печскую патриархию, — это было сердце древней Сербии: окрестности Призрена, бывшей столицы сербской и любимого местопребывания Душана, Косово поле, Новобрдо, где некогда были три митрополии: вучитрнская, липлянская и новобрдская, Дьяковица, Печь, Новый Пазар, Сеница, — весь этот прекрасный край опустел, а потом занят был дикими и буйными арнаутами, сперва исповедовавшими католичество, а потом принявшими магометанство. Они бесчеловечно преследовали православных в Сербии, — и число православных, естественно, все больше и больше там скудело.